Теперь настало время, когда идея массового потребительского кредитования (в качестве одного из эффективных направлений розницы) прочно овладела умами банкиров как потенциальный источник хороших прибылей. Как-то вдруг оказалось, что мошенников, норовящих обобрать банк и оставить его с носом, среди наших граждан не так уж и много. Напротив, большинство российских граждан, берущих мелкий кредит, предпочитают его отдать, то есть честны, и вот на этой самой честности граждан, оказывается, можно делать неплохой (и тоже честный) бизнес. А мошенников можно достаточно эффективно отсеивать на стадии принятия решения о выдаче кредита, используя различного рода экспертные системы, основанные, например, на скоринговых технологиях или просто аналитических разработках самих банков. Невозврат, конечно, будет, никуда от него не денешься, но в пределах допустимого.
В последние год-два появилась у банков и новая забота — конкуренты на рынке потребительского кредитования из небанковской, а именно торговой сферы. Фактически сегодня уже многие крупные торговые сети занимаются потребительским кредитованием своих покупателей, хотя юридически вроде бы заниматься этим не имеют права, поскольку это банковская операция. Такое положение дел вызывает у банков законное чувство протеста: небанковские организации выполняют чисто банковские операции безо всякого надзора со стороны регулирующих органов. Как быть в этой ситуации? Запретить эту ставшую уже широкой практику вряд ли возможно, да и нецелесообразно. Похоже, банки, поднимая данный вопрос и обсуждая его, скорее рассчитывают, с одной стороны, на смягчение надзора (для себя) со стороны Центробанка в данной сфере, а с другой — на появление новых эффективных форм обоюдовыгодного сотрудничества банков и магазинов в сфере потребительского кредитования.
По теме потребительского кредитования (и автокредитования как его разновидности) сейчас стали проводиться различного рода мероприятия — конференции, семинары, практикумы, а наше заботливое правительство даже намерено разработать специальный законопроект о потребительском кредитовании, чтобы защитить добросовестных потребителей от недобросовестных банков, и наоборот. Об одном из таких интересных мероприятий — Всероссийском конгрессе «Рынок потребительского кредитования: спрос и предложение» (далее — Конгресс), точнее о темах, поднимавшихся на нем, — мы и расскажем.
Банк России: потребительское кредитование — наиболее сложный сегмент рынка
Прибывший на Конгресс прямо с совещания в Правительстве РФ первый заместитель председателя Банка России А.А. Козлов в первую очередь отметил, что в практических вопросах ведения такого бизнеса, как потребительское кредитование, присутствующие в зале представители коммерческих банков наверняка разбираются лучше, чем он. А вот рассказать о решениях, принимаемых в данном направлении на уровне Банка России или Правительства РФ, о своем видении проблематики потребительского кредитования — это в его компетенции. И далее г-н Козлов рассказал участникам Конгресса, что на совещании в Правительстве РФ обсуждалась новая редакция Стратегии развития банковского сектора российской экономики. В проекте документа, в числе прочего, речь идет и о необходимости развития следующих трех сегментов банковского рынка: