Таким образом, в ходе анализа кредитного портфеля ОАО «Альфа-Банка» были выявлены основные проблемные и спорные моменты, которые непосредственно отражают кредитный риск и негативно влияют на качество кредитного портфеля: это, во-первых, недостаточная диверсификация кредитного портфеля по категориям заемщиков, размерам ссуд, географическому признаку, и, во-вторых, наличие просроченной задолженности, которая имеет тенденцию к увеличению. Более того, прогнозные расчеты показали, что размер просроченной задолженности за 2006г. должен увеличиться на 0,5%, что, в общем, не является катастрофическим явлением, но требует внимательного, продуманного и взвешенного подхода к решению этой ситуации.
Как было упомянуто выше, что основной причиной существования просроченной задолженности является недостаточно хороший уровень оценки кредитоспособности заемщика, как юридических, так и физических лиц, поэтому пересмотр и усовершенствования комплексной системы оценки кредитоспособности будет необходимым условием оздоровления «проблемных активов» и улучшения качества кредитного портфеляСвязь-банка. Важно отметить, что качество кредитного портфеля и уровень просроченной задолженности во многом также зависит от системы контроля за кредитными операциями, которые должны включать процедуры обнаружения сигналов возможной неуплаты и меры реагирования на данную опасность уже в процессе исполнения кредитной сделки.
Однако мониторинг риска и обуславливающих его факторов, разумеется, не сводится лишь к наблюдениям за действиями (или бездействием) самого малого предприятия-заемщика. Не менее важны и процессы, происходящие в окружающей его хозяйственной среде, в частности, в той отрасли или подотрасли, где складывается основной объем хозяйственной деятельности заемщика. Для того, чтобы заемщик мог успешно продолжать свою деятельность, необходимо прогнозировать изменения в отрасли и своевременно реагировать на них. Банк должен оценивать способность клиента подготовиться к возможным изменениям и принять предупредительные меры. Изменение стиля управления, текучесть кадрового состава, рискованное внедрение на новые рынки - все это зачастую (хотя и не всегда) является показателем возможных проблем в будущем, которые нельзя выявить в процессе оценки кредитоспособности и присвоения рейтингов. На момент получения ссуды бизнес заемщика может динамично развиваться, однако банк не застрахован от того, что через полгода ситуация изменится. Причины бывают самые разные, например ошибки менеджмента, разногласия собственников и начало акционерной войны, которая влечет за собой вывод активов. Предугадать возникновение подобных проблем при выдаче ссуды практически невозможно.
В силу того, что на практике распространен принцип закрепления актива на все время существования за подразделением, его создавшим, не всегда способно обеспечить даже простой мониторинг проводимой операции. В результате упускается время, и актив может перейти из проблемного в безнадежный. Тем не менее, у банка отсутствует возможность полностью исключить из кредитного портфеля проблемные ссуды. Опытный работник банка может еще на ранней стадии заметить признаки зарождающегося процесса финансовых трудностей, испытываемых клиентом, и принять меры к исправлению ситуации и защите интересов банка. Такие меры следует принять как можно раньше, прежде чем ситуация выйдет из под контроля и потери станут необратимыми. Поэтому для эффективной работы банка целесообразно создание специализированного подразделения по работе с проблемными активами, который будет проводить мониторинг кредитных рисков и принимать решения по кредитной политике банка, а также совершенствовать нормативную базу, процедуру оценки кредитных заявок и порядок контроля текущих кредитных операций.