Примечание – Источник: собственная разработка на материалах [37, с. 173].
Так, как видно из данных таблицы 3.3, наибольшую долю проблемных кредитов населения формирует г. Минск, на которых по состоянию на 01.01.12 г. приходится 53,3 % совокупной проблемной задолженности физических лиц, или 59,1 млрд руб.
Значительный объем проблемных кредитов приходится на Гомельскую область – 10,3 %, Витебскую область – 8,7 %, Брестскую область – 8 %. Наименьший объем кредитной задолженности приходится на Могилевскую область – 9 %.
Следует обратить внимание на изменение структуры проблемной задолженности в региональном разрезе. Так, в рассматриваемый период увеличение удельного веса произошло по следующим областям:
Брестская – на 2,4 процентных пункта;
Витебская – на 1,5 процентных пункта;
Гомельская – на 3,6 процентных пункта;
Гродненская – на 1,5 процентных пункта;
Минская – на 4,4 процентных пункта;
Могилевская – на 1,9 процентных пункта.
В то же время снижение удельного веса на 15,2 процентных пункта произошло по г. Минску.
Очевидно, что рост проблемной задолженности и ее структура отражают ухудшение финансового положения кредитополучателей. Увеличение проблемной задолженности, в свою очередь, снижает возможности банков по формированию ресурсной базы. Кроме того, возникают сложности с оценкой кредитоспособности кредитополучателей. Многие из них, обращающиеся в банки за кредитом, имеют низкую кредитоспособность. Как следствие, банки вынуждены отказывать таким клиентам в получении кредита.
Характеризуя проблему невозврата кредитов в филиале №606, следует обратить внимание на следующее.
В процессе кредитования банк осуществляет контроль за выполнением условий кредитного договора. Особое внимание уделяется своевременности возврата основного долга по кредиту и уплаты процентов за пользование им.
Весь комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и погашение просроченной задолженности в филиале №606, включает ряд последовательных этапов:
1. Работа по сопровождению и сбору просроченной задолженности на первом этапе:
осуществление контактов с кредитополучателями посредством телефонной связи с напоминанием о необходимости погашения просроченной задолженности и выявлением причин ее возникновения;
передача кредитов на основании результатов контактов в Службу безопасности для дальнейшей работы по сбору просроченной задолженности;
передача кредитов на основании результатов контактов для актуализации контактных данных;
актуализация контактных данных кредитополучателей на основании первичных документов, в необходимых случаях установление контактов по имеющимся телефонам для подтверждения их актуальности, установление контактных данных другими возможными методами.
2. Работа по сопровождению и сбору просроченной задолженности на втором этапе:
работа с кредитами группы повышенного риска;
прочие мероприятия, направленные на добровольное погашение кредитополучателем просроченной задолженности;
осуществление контактов с кредитополучателем (родственниками, сослуживцами по месту работы) посредством телефонной связи и личных встреч, направленных на выяснение причин образования просроченной задолженности и добровольное погашение кредитополучателем просроченной задолженности;
проверка фактического наличия, состояния, условий хранения заложенного имущества;