осуществление контактов с поручителями посредством телефонной связи и личных встреч;
направление письменных требований кредитополучателю, поручителям о погашении имеющейся задолженности;
передача кредитов для осуществления мероприятий по подготовке к взысканию просроченной задолженности в судебном порядке.
3. Работа по взысканию просроченной задолженности на третьем этапе:
предъявление кредита к досрочному взысканию;
рассмотрение и принятие решения о досрочном взыскании кредита;
в случае принятия решения о досрочном взыскании кредита –направление кредитополучателю (поручителю) заказным письмом соответствующего уведомления о досрочном взыскании кредита в соответствии с условиями кредитного договора;
вынос на счета по учету просроченной задолженности всей задолженности по кредиту, начисление пени (неустойки)за несвоевременную уплату платежей в соответствии с условиями договоров;
взыскание задолженности кредитополучателя в судебном порядке;
полный расчет задолженности кредитополучателя для взыскания в судебном порядке;
предъявление иска к кредитополучателю, защита интересов банка в процессе судебного разбирательства;
направление докладной записки об удовлетворении иска и вступлении решения суда в силу Службу безопасности;
прекращение начисления процентов по кредиту с даты вынесения судебного постановления о принудительном взыскании долга;
сопровождение на стадии исполнительного производства. Работа с судебным исполнителем и оказание ему содействия по розыску должника, его имущества – в случае принятия судом мер по обеспечению иска.
Несмотря на принимаемые меры со стороны ЗАО «Сомбелбанк» в части снижения просроченной кредитной задолженности, проблема последней для банка остается до сих пор актуальной (таблица 3.4, рисунок 3.2).
Актуальность данной темы, заключается в том, что в банковской практике проблема просроченной задолженности решается после ее появления. Более конструктивен не ситуационный, а предупреждающий подход предотвращения возникновения просроченной задолженности еще на стадии отбора кредитных заявок. Для покрытия расходов, компенсации прямых убытков и извлечения прибыли банк должен предпринять целый ряд мер, направленных на изменение этой ситуации.
Таблица 3.4 – Динамика просроченной задолженности по ЗАО «Сомбелбанк»
Показатель |
01.01.2010 г. |
01.01.2011 г. |
01.01.2012 г. | |||
млн долл. США |
уд. вес, % |
млн долл. США |
уд. вес, % |
млн долл. США |
уд. вес, % | |
Проблемные кредиты физических лиц |
0,9 |
0,78 |
1,19 |
0,56 |
1,54 |
0,8 |
Примечание – Источник: собственная разработка на материалах ЗАО «Сомбелбанк».
Рисунок 3.2 – Прирост проблемной задолженности ЗАО «Сомбелбанк»