Учитывая особенности сегодняшнего рынка потребительского кредитования, представляется целесообразным осуществить в комплексе следующие организационно-экономические и правовые мероприятия, направленные на ускоренное всемерное развитие в городе Новосибирске банковского потребительского кредита:
1. Прежде всего, необходимо подвести под банковский потребительский кредит более прочную правовую базу. Целый ряд национальных законов, регулирующие кредитные отношения коммерческих банков с населением, давно существует в цивилизованных странах. Это законы о кооперативном и индивидуальном жилищном и гаражном строительстве, личных подсобных хозяйствах граждан, ипотечных банках и ипотечном жилищном кредите, небанковских кредитных организациях, финансовых компаниях, потребительском кредите, ростовщичестве, кредитных бюро, кредитных досье (историях) физических и юридических лиц, банкротстве частных лиц и об электронных переводах денежных средств и др. В России же большинство из этих нормативно-правовых актов не действуют; а относительно действующих законов отдельные российские юристы справедливо указывают на то, что в некоторых из них слабо учитывается специфика кредитных договоров банков с частными лицами.
2. Важнейшим условием развития банковского потребительского кредита в России является активизация государственной политики в области регулирования денежных доходов населения, что, в частности, предполагает переход в масштабе всей нашей страны на такую прогрессивную форму оплаты наемного персонала, как минимальная заработная плата за один час рабочего времени. Необходимость этого мотивируется следующим: средний уровень совокупных денежных доходов основных слоев российского общества остается невысоким. В начале XXI века реальные денежные доходы многих россиян были намного ниже по сравнению с соответствующими доходами жителей стран – членов Европейского Сообщества (ЕС), США и даже многих стран «третьего мира».
Так, в 2000 году средняя месячная зарплата одного россиянина (в номинальном выражении) составляла около 2,1 тыс. руб., или 70 долл., в 2001 году – примерно 3 тыс., в 2002 году – около 3,2 тыс. руб., или приблизительно 100 долл., в 2004-3,5 тыс. руб. Средний же размер пенсии россиянина был и того меньше. В 2004 году он достиг 2000 руб. И, видимо, не случайно данные некоторых выборочных опросов населения РФ показывают, что около 70% россиян вообще не имеют никаких сбережений. Между тем еще в 1992 году средняя зарплата работников различных профессий США составляла у мужчин 35 711 и у женщин 24 009 долл. (в расчете на год на одного работника). В Германии мужчины и женщины, выходящие на пенсию по старости, во всех федеральных землях, включая новые восточные земли, получают такую пенсию в размере 2 тыс. марок. Во Франции размер ежемесячного пособия по безработице составляет около 1 тыс. долл.
Определенная часть начисляемой зарплаты по-прежнему выплачивается у нас многим наемным работникам скрытно наличными рублями или долларами США, т.е. «в конвертах» «черным налом», или по так называемым серым схемам, что не позволяет российским банкам видеть реальные денежные доходы частных лиц как потенциальных заемщиков.
Предлагаемые меры будут способствовать более полной реализации конституционного права россиян на достойную заработную плату и усилению транспарентности (прозрачности) денежных доходов, что имеет немаловажное значение для отечественных банков как основных кредиторов национальных домашних хозяйств.
3. Расширить для физических лиц – граждан РФ перечень имущественных налоговых вычетов при определении налогооблагаемой базы. В соответствии со ст. 220 Налогового кодекса для физических лиц установлена льгота по подоходному налогу в виде имущественного налогового вычета в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиками в банках РФ и фактически израсходованных ими на новое строительство или приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры. В связи с низким уровнем жизни и денежных доходов большинства жителей нашей страны следовало бы распространить практику применения данного имущественного налогового вычета и на проценты по ссудам, выдаваемым банками нашим соотечественникам на приобретение товаров длительного пользования отечественного производства, а также рогатого скота и свиней в рамках ведения россиянами личных подсобных хозяйств. До 1986 г. гражданам США при расчете налогооблагаемой базы разрешались вычеты процентов по всем потребительским ссудам, погашаемым в рассрочку, включая ссуды под залог жилых домов заемщиков. Данная налоговая льгота способствовала снижению реальной стоимости розничных кредитных услуг, росту спроса американцев на потребительские ссуды банков и увеличению их клиентской базы.