9. Установить Сбербанку, Внешторгбанку и другим отечественным коммерческим банкам, находящимся под контролем государства, на каждый год специальные квоты (лимиты) кредитование потребительских нужд населения.
10.Самого пристального внимания со стороны российских банков заслуживает опыт их зарубежных коллег в части организации широкого приема от населения жилищно-сберегательных вкладов с последующим предоставлением их владельцам средне- и долгосрочных ссуд на строительство и модернизацию кооперативных и индивидуальных жилых домов и квартир
Не следует исключать и возможность создания нашими согражданами целевых сбережений ко дню ухода на пенсию, бракосочетания своих детей, для оплаты их обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, собственного медицинского лечения и организации семейного отдыха, в том числе за границей. Режим функционирования перечисленных выше депозитных счетов может также предусматривать предоставление банками соответствующих целевых ссуд вкладчикам.
С одной стороны, широкое внедрение в практику целевых срочных вкладов населения способствовало бы укреплению депозитной базы отечественных банков и росту их частной клиентуры, а с другой – развитию их кредитных отношений с домашними хозяйствами.
11. Учитывая крайне низкий уровень денежных доходов основных слоев нашего общества, целесообразно облегчить доступ рядовых россиян к банковским ипотечным жилищным ссудам, увеличив их предельный срок до 25–30 лет. Именно на такой продолжительный срок предоставляется ипотечный жилищный кредит населению коммерческими банками Великобритании, Германии, США, Франции, многих развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Российские же банки дают аналогичные ссуды на 10–15 лет. Представляется также необходимым рекомендовать отечественным банкам увеличить предельный срок ссуд, выдаваемых россиянам на приобретение товаров длительного пользования. Сейчас такие ссуды предоставляются нашими банковскими институтами населению в основном на срок до 2–2,5 лет. На Западе же срок этих потребительских ссуд значительно больше.
12. Внедрить по линии Банка России постоянно действующую систему мониторинга размеров, условий и сроков предоставления банками потребительских ссуд частным лицам, а также соответствующих процентных ставок, складывающихся на отечественном рынке розничных кредитных услуг. Подобная система мониторинга эффективно действует, например, в ФРС США. Результаты мониторинга банковского потребительского кредита широко используются ФРС в процессе составления прогнозов развития национальной экономики, а также при разработке монетарной политики.
13. Ввести регулярную статистическую отчетность об объемах выдачи и погашения ссуд, предоставляемых банками национальным домашним хозяйствам на приобретение, строительство и модернизацию жилья, покупку товаров длительного пользования и на другие потребительские цели, а также об остатках срочной и просроченной задолженности по этим ссудам (с распределением по их видам и срокам). Примерно такая же банковская статистическая отчетность существует во многих цивилизованных странах.
Ускоренное всестороннее развитие банковского потребительского кредита будет способствовать дальнейшему росту национальной экономики, наметившемуся в 2004–2006гг., увеличению платежеспособного спроса россиян на товары и услуги, обеспечению большей финансовой устойчивости и диверсификации кредитной деятельности отечественных коммерческих банков, повышению уровня и улучшению качества жизни наших соотечественников, а значит, и решению проблемы бедности в России.