Стоит отметить, что проделанная Национальным банком работа по созданию бюро кредитных историй получила высокую оценку международных финансовых организаций. В исследовании Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса-2011» (Doing Business 2011), опубликованного в сентябре 2011 г., индекс охвата кредитной информации (доступность информации через бюро кредитных историй) в Республике Беларусь был оценен по шкале 5 из 6 возможных (таблица 3.6).
Таблица 3.6 - Показатели индекса охвата кредитной информации на начало 2011 г.
Индекс охвата кредитной информации |
Частные бюро кредитных историй |
Государственное бюро кредитных историй |
Индикатор |
5 | |||
Предоставляются данные по физическим и юридическим лицам |
Нет |
Да |
1 |
Предоставляется как позитивная (например, о размере займа и соблюдении схемы его погашения), так и негативная (например, о просроченных платежах, количестве и сумме неосуществленных платежей и банкротств) кредитная информация |
Нет |
Да |
1 |
Предоставляется информация, полученная от розничных торговых предприятий, организаций, предоставляющих коммерческие кредиты, поставщиков коммунальных услуг, а также финансовых учреждений |
Нет |
Нет |
0 |
Предоставляются данные за предшествующий период, превышающий 2 года |
Нет |
Да |
1 |
Предоставляются данные о займах, сумма которых не превышает 1 % от дохода на душу населения. Реестр должен охватывать не менее 1 % взрослого населения страны |
Нет |
Да |
1 |
В соответствии с законодательством кредитополучатели имеют право доступа к своей кредитной информации в крупнейшем реестре страны |
Нет |
Да |
1 |
Примечание – Источник [39, с. 49].
Как видно из приведенной таблицы, не был оценен критерий, учитывающий предоставление информации, полученной от розничных торговых предприятий, организаций, поставщиков коммунальных услуг и т.д. Однако следует отметить, что при создании Национальным банком системы «Кредитное бюро», а также при подготовке Закона «О кредитных историях» не ставилась цель обеспечить решение названных задач. Данные вопросы планировалось решать поэтапно. В настоящее время источниками формирования кредитных историй являются только банки, регулирование деятельности которых относится к компетенции Национального банка. Аналогичные нормы определены и в Законе «О кредитных историях». В то же время предоставление информации, полученной от розничных торговых предприятий, организаций, поставщиков коммунальных услуг, не совсем правильно было бы связывать с деятельностью по формированию кредитных историй и предоставлению кредитных отчетов, которую осуществляет в настоящее время Национальный банк. Выполнение «шестого критерия» необходимо связывать с созданием в Республике Беларусь частного бюро кредитных историй. Кроме того, успешное решение данных задач зависит в первую очередь от органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь, которые регулируют деятельность организаций розничной торговли, жилищно-коммунального хозяйства, операторов телефонной связи. Их позиция и активное участие в организации предоставления информации указанными организациями имеют определяющее значение.
Однако, несмотря на проделанную работу, по нашему мнению, перспективами дальнейшего развития института бюро кредитных историй в Республике Беларусь являются два основных направления: первое - выполнение комплекса организационно-технических мероприятий, направленных на приведение созданной Национальным банком системы «Кредитное бюро» в соответствие с требованиями Закона «О кредитных историях», а также расширение возможностей этой системы; второе - создание частных бюро кредитных историй.